Главная страницаНОВОСТИ
01.08.2016 10:13
Мехрадж Аббасов побывал в научной командировке в Государственном Университете Северной Дакоты США

Заместитель директора по научной работе Института генетических ресурсов Национальной Академии Наук Азербайджана, доктор философии по биологии Мехрадж Аббасов с 01 августа по 31 октября 2016 года находился в научной командировке в Государственном Университете Северной Дакоты США по теме "Оценка генетического разнообразия пшеницы, ячменя и их диких предков по Секвенсорным технологиям нового поколения".

Исследование проводилось под руководством профессора Роберта Бруггема, профессора Университета Северной Дакоты США. В исследовании была оказана финансовая поддержка в рамках программы Fulbright Госдепартамента США.

Цель и результаты исследования: впервые была исследована генетическая разновидность пшеницы, ячменя и их диких предков, хранящихся в Национальном Генбанке Азербайджана с использованием технологии секвенсера нового поколения (YNS), создана новая панель, состоящая из маркеров специфического Одноуклеотидного полиморфизма (TNP) для генома пшеницы. В рамках программы были разработаны самые современные протоколы по техологии YNS и разработаны инструкции на азербайджанском языке. Наряду с пшеницей, была проведена генетическая идентификация 86 диких и 85 культурных образцов ячменя азербайджанского происхождения с использованием 36 праймерных панелей, разработанных лабораторией геномики Университета Северной Дакоты, установлено генетическое разнообразие видов Эгилопса методом генотипирования на основе секвенсов. Впервые: а) разработана новая панель 830 TNP praymer (включая 60 gen specific praymer), которая охватывает геном пшеницы, и изучено генетическое разнообразие 170 diploid (делящие клетки ), 178 твердых и 172 мягких образцов пшеницы, хранящихся в Национальном Генбанке Азербайджана методом секвенцирования ампликонов. Для генома а определены 160, для генома в-180, а для генома D-120 полиморфных маркеров; б) образцы 88 Aegilops, собранные из Азербайджана и Грузии, генотипированы на основе секвенса и идентифицированы 1250 TNP; в) проведен скрининг по соответствующим генам 178 образцов мягкой пшеницы из Национального Генбанка с использованием 11 специфических маркеров CASP. В результате 16 образцов были обнаружены гены в lr34, 31 образцах GluD1. Один генотип был обнаружен в хромосоме 3B, а 48 генотипов-в хромосоме 5A. На примере мягкой пшеницы азербайджанского происхождения был найден ген устойчивости к фузариозному респиратору; г) 86 диких (Hordeum spontaneum L.) и 85 культурных (Hordeum vulgare L.) образец ячменя генотипирован и обнаружен в 780 TNP; e) в образцах ячменя азербайджанского происхождения проведено ассоциативное отображение генома и обнаружено 6 новых TNP, значительно летучих с элементами продуктивности; f) обнаружено наличие богатого генетического разнообразия в коллекции diploid пшеницы с праймером 11SR, т. boeoticum и T. генетически ближе друг к другу видов монококкума, т. а тип Урарту был подтвержден далеким от них.

Возможности и значение результатов исследования: по результатам исследования доказано наличие богатой биоразнообразия пшеницы и ячменя в Азербайджане и определены роль и направления применения этого разнообразия в создании новых сортов. Маркеры TNP, полученные через технологии YNS, будут использоваться в создании долгой коллекции по пшенице и ячменю, хранящейся в Национальном Генбанке, что облегчит их прямое использование в селекции. Гены устойчивости к различным заболеваниям будут использоваться для создания новых устойчивых сортов в селекции из выявленных образцов